Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Господа", а "пред Господом", потому что evavxiov значит
и "против", и "пред". Слово это употреблено, например,
в псалме: "Преклоним колена пред лицем Господа, Творца
нашего" (Пс. XCIV, 6). Его же читаем и в книге Иова,
где написано: "Что устремляешь против Бога дух твой"
(Иов. XV, 13). Так же следует понимал* и сказанное о
Нимроде: "против Господа". Имя же "ловец", употреб­
ленное в этом месте, означает не что иное, как обманщик,
преследователь, истребитель земнородных животных. Итак,
со своими народами он воздвигал против Господа башню,
в чем обнаружилась нечестивая гордость. Злое желание
справедливо наказывается даже в том случае, когда оно
не исполняется. А каков был сам род наказания? Язык
для повелевающего — орудие господства: в нем и получила
осуждение гордость, чтобы повелевающий, не желавший
понять, что надлежит повиноваться повелевающему Богу,
стал непонятен человеку. Так был разрушен упомянутый
заговор: потому что каждый отстал от того, которого не
понимал, и пристал к тому, с кем мог говорить; и
разделились по языкам народы, и рассеялись по разным
странам земли, как то было угодно Богу, сделавшему это
тайными и недоступными нашему пониманию способами.
Глава V
Ибо выражение Писания: "И сошел Господь посмот­
реть город и башню, которые строили сыны человеческие",
т. е . не сыны Божий, а то живущее по человеку общество,
которое мы называем земным градом, значит не то, чтобы
двигался с места Бог, Который всегда и повсюду весь:
говорится "сошел" в тех случаях, когда Он совершает
нечто такое, что, будучи совершено некоторым чрезвы­
чайным способом, отличным от обычного течения природы,
показывает некоторым образом присутствие Его. Равным
образом, и не посредством осмотра узнает в известное
время Тот, Кто никогда не может чего-либо не знать; но
говорится, что Он в известное время видит и узнает
потому, что дает Себя видеть и узнать. Итак, не столько
118