Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/116"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
своему, по племенам своим, в народах своих" (Быт. X,
5).
Впрочем, как я показал выше, уже при исчислении
сыновей Хама в одном месте довольно ясно упомянуты
народы. "От Мицраима произошли Лудим...", и так далее,
до семи народов. И потом, по перечислении всех, заклю­
чается так: "Это сыны Хамовы, по племенам их, по языкам
их, в землях их, в народах их" (Быт. X, 20). Итак, если
сыновья многих не упомянуты, то потому, что, рождаясь,
они присоединялись к другим народам, а сами произвести
народы не смогли. Ибо какая другая причина могла бы
быть тому, что по исчислении восьми сыновей Иафета
упоминаются только дети, рожденные двумя из них; и
когда называются четверо сыновей Хама, приводятся имена
рожденных только от трех из них; и когда называются
шесть сыновей Сима, упоминается потомство только двух?
Неужели другие остались бездетными? Этого не может
быть. Но они не произвели народов, ради которых за­
служивали бы упоминания; потому что по мере рождения
присоединялись к другим народам.
Глава IV
Но хотя об упомянутых народах и говорится, что они
жили по языкам их, повествователь возвращается, однако
же, к тому времени, когда у всех их был один общий
язык, и излагает событие, послужившее причиною различия
языков. "На всей земле, — говорит он, — был один
язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они нашли
в земле Сеннаар равнину и поселились там. И сказали
друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали
у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо
извести. И сказали они: построим себе город и башню,
высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели
рассеемся по лицу всей земли. И сошел Господь посмотреть
город и башню, которые строили сыны человеческие. И
сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и
вот что начали они делать, и не отстанут они от того,
116