Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/112"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
понимают того, что возвещают. Люди же добрые содержат
это великое таинство во внутреннем человеке, и внутри,
в сердце чтут немощное и немудрое Божие, которое сильнее
и мудрее человеков. Образ этого (мы видим) в том, что
Хам, выйдя, возвестил об этом вне; а Сим и Иафет,
чтобы прикрыть, т. е. почтить это, вошли; т. е. сделали
это внутри.
Эти тайны божественного Писания мы отслеживаем,
как можем, то более, то менее сходно друг с другом; но
твердо держимся одного: что совершившееся и написанное
должно в качестве известного прообраза соотноситься с
Христом и Его Церковью, которая есть град Божий. О
граде этом с самого начала рода человеческого не было
недостатка в предсказаниях, исполнение которых сейчас
мы видим на деле. После сказания о благословении Ноем
двух сыновей и о проклятии третьего, среднего между
ними, до самого Авраама, т. е . более чем за тысячелетний
период, не упоминается ни один праведник, который бы
благочестиво чтил Бога. Не думаю, чтобы таких не было;
просто было бы слишком долго упоминать их всех. Пос­
леднее соответствовало бы целям историческим, но не
целям пророческим.
Писатель этих священных книг, или, вернее, через него
Дух Святый, рассказывает лишь то, что представляет собою
не только повествование о прошлом, но и предсказание
о будущем, и все это относится в конце концов к граду
Божию, потому что и все то, что говорится там о людях,
не являющихся гражданами этого града, говорится с той
только целью, чтобы он возвысился или лучше обозначился
благодаря сравнению его с противоположным ему градом.
Не все, впрочем, рассказываемые события следует считать
непременно имеющими какое-либо значение; но и не
имеющие никакого значения присоединяются ради того,
что значение имеет. Земля, например, взрыхляется одним
сошником; но чтобы это могло произойти, необходимы и
другие составные части плуга. Равным образом, в цитрах
и других такого рода инструментах приспособлены для
игры одни только струны; но чтобы они могли прозвучать,
в состав инструментов входят и другие части, по которым
112