Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/111"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
ложили ее на свои спины, вошли "задом", прикрыли
наготу отца и не видели того, что из уважения прикрыли
(Быт. IX, 23). В страданиях Христовых мы известным
образом и чтим то, что за нас совершено, и отвращаемся
злодейства иудеев. Одежда означает таинство, а спины —
воспоминание о прошлом: потому что в то время, когда
Иафет уже вселился в шатры Симовы, а злой брат все
еще обращается между ними, Церковь уже празднует
совершившиеся страдания Христовы, а не ожидает их, как
еще имеющие совершиться.
Но злой брат в лице своего сына, т. е . своими
действиями, служит рабом для братьев добрых, когда
добрые с умением пользуются злыми или для упражне­
ния в терпении, или для преуспеяния в мудрости. Есть,
по свидетельству апостола, такие, которые "проповедуют
Христа нечисто". Но, говорит он, "как бы ни проповедали
Христа, притворно или искренне, я и тому радуюсь и
буду радоваться" (Филип. I, 16, 18). Он ведь и возрастил
тот виноград, о котором говорит пророк: "Виноградник
Господа Саваофа есть дом Израилев" (Ис. V, 7). Он пил
и от вина его: разумеется ли в этом случае та чаша, о
которой Он говорил: "Можете ли пить чашу, которую Я
буду пить" (Мф. XX, 22); и еще: "Отче Мой! если
возможно, да минует Меня чаша сия" (Мф. XXVI, 39),
под которою Он разумел страдания Свои; или, поелику
вино есть плод винограда, этим обозначается то, что Он
от самого винограда, т. е . от поколения израильтян принял
ради нас плоть и кровь, чтобы иметь возможность пос­
традать. "Выпил", т. е. пострадал; "лежал обнаженным",
потому что в этом случае обнажилась, т. е. обнаружилась
та немощь Его, о которой говорит апостол: "Он и распят
в немощи" (II Кор. XIII, 4). Поэтому тот же апостол
говорит: "Немощное Божие сильнее человеков" (I Кор. I,
25). А то, что после слов "лежал обнаженным" Писание
прибавляет "в шатре своем" (Быт. IX, 21), превосходно
показывает, что Он должен был претерпеть крест и смерть
от народа своей плоти и от домашних своей крови, т. е.
от иудеев. Люди негодные возвещают эти страдания Хрис­
товы только внешним образом, звуками голоса: они не
111