Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/110"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Кто, вникая в дело тщательно и разумно, не признает
исполнения этого в лице Христовом? Ибо Сим, от семени
которого родился по плоти Христос, в переводе значит
"именитый". А кто именитее Христа, имя Которого повсю­
ду столь славно, что само пророчество сравнивает Его с
"разлитым миром" (Песн. I, 2)? В "шатрах" же Его, т.е.
в Церкви, обитает широта языков. Ибо Иафет в переводе
значит "широта". Хам же, имя которого в переводе значит
"горячий", средний сын Ноя, отличаясь от того и другого
и держась между тем и другим, не примыкая ни к начаткам
израильтян, ни к избыточности языков, что другое означает,
как не род еретиков, пылающий не духом мудрости, а
нетерпением, которым обыкновенно воспламеняются страс­
ти еретиков и возмущают мир святых? Последнее, впрочем,
обращается в пользу преуспевающим, согласно известному
изречению апостола: "Надлежит быть и разномыслиям
между вами, чтобы открылись между вами искусные" (I
Кор. XI, 19). Почему и говорится в Писании: "Собирающий
во время лета — сын разумный, спящий же во время
жатвы — сын беспутный" (Притч. X, 5). Ибо многое,
относящееся к католической вере, в то самое время, как
подвергается она нападениям со стороны беспокойной
горячности еретиков, с целью возможной защиты против
них и тщательнее исследуется, и яснее понимается, и
настойчивее проповедуется.
Впрочем, в среднем сыне Ноя можно не без основания
видеть прообраз не только тех, которые отделились откры­
тым образом, но и всех, которые носят имя христиан, но
живут весьма дурно: исповеданием своим они возвещают
страдания Христовы, символом которых была нагота того
человека (Ноя), а дурною своею жизнью бесчестят их. О
таких сказано: "По плодам их узнаете их" (Мф. VII, 20).
Поэтому. Хам был проклят в сыне своем, как в плоде,
т. е . в произведении своем. Соответственно этому и имя
сына его, Ханаана, в переводе значит "движение их": что
это, как не дело их? Сим же и Иафет, как "обрезанные
и необрезанные", или, как иначе называет их апостол,
"иудеи и эллины", званные и оправданные, узнав о наготе
отца, означавшей страдания Спасителя, взяв одежду, воз-
110