Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
как называют многие другие, переводя буквально греческое
название, — составляющих содержание всей порочности
человеческих нравов. Но если это так, то почему Эней у
Вергилия, услыхав в преисподней от отца, что души
должны снова возвратиться в тела, выражает по этому
поводу удивление, восклицая:
Неужто приходится верить, отец, что прекрасные
души
Не в небо отсюда пойдут, а в тела возвратятся?
Что за желанье несчастное света у бедных*?
Неужели это столь несчастное желание перешло к
пресловутой чистоте душ от земных суставов и смертных
членов? Разве он не представляет их очищенными от всех
этого рода, как он говорит, телесных зараз, когда начинают
они желать снова возвратиться в тела? Из этого следует,
что хотя бы дело происходило и так (впрочем, все это
совершенный вздор), что очищение постоянно уходящих
и осквернение постоянно возвращающихся душ сменялось
бы поочередно одно другим, —все же нельзя с истинностью
утверждать, что предосудительные и порочные движения
душ возникают в них от земных тел. Ибо и по их мнению
оное, как называет его знаменитый говорун, несчастное
желание, не зависит от тела до такой степени, что очи­
щенную от всякой телесной заразы и находящуюся вне
всякого тела душу побуждает саму явиться в теле. Таким
образом, и по их представлению не только под влиянием
тела душа желает, страшится, радуется и печалится, но
эти движения могут возникать в ней и из нее самой.
Глава VI
Разница состоит в том, какова воля человека: если она
превратна, то будут превратны и эти движения; если же
она добра, то и движения будут не только не предо-
* Virg. Aeneid. VI, v. 719 — 721.
11