Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
КНИГА ШЕСТНАДЦАТАЯ
Глава I
Трудно в словах Писания найти ясные следы дальнейшей
судьбы святого града после потопа: продолжал ли он свое
существование, или оно было прервано промежуточным
периодом нечестия так, что не оставалось между людьми
ни одного почитателя истинного Бога. После Ноя, удос­
тоившегося с женою, тремя сыновьями и столькими же
невестками спастись в ковчеге от истребления потопом,
мы не встречаем в канонических книгах до Авраама ни
одного человека, благочестие которого было бы выставлено
на вид божественным словом с несомненною ясностью.
Только Ной в пророческом благословении одобрил двух
сыновей своих, Сима и Иафета, созерцая и предвидя то,
что должно случиться в отдаленном будущем. Соответст­
венно этому и своего среднего сына, т. е . младшего по
отношению в первородному и старшего по отношению к
самому меньшему, который согрешил против отца, он
проклял не самого, а через него сына его, своего внука,
следующими словами: "Проклят Ханаан; раб рабов будет
он у братьев своих" (Быт. IX, 25). Ханаан этот был рожден
Хамом, который не только не прикрыл наготы спящего
отца, но даже поспешил разгласить о ней. Продолжая
речь, он присоединил благословение двум своим сыновьям,
старшему и меньшему, говоря: "Благословен Господь Бог
Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог
Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых" (Быт. IX,
26, 27). Все это: и насаждение Ноем винограда, и опьянение
его от плодов этого винограда, и обнажение во время
сна, и все прочее, что затем случилось и описано, испол­
нено пророческого смысла и весьма прикровенно.
Глава II
Но в настоящее время, когда все это уже исполнилось
в потомстве, скрытое прежде сделалось достаточно ясным.
109