Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-4-1998/107"]Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
притом так, что между ними не следует представлять
таких, которые не имеют пола. Предписано и выражено
определенно: "Мужеского пола и женского пусть они
будут". Ибо есть такие животные, которые рождаются из
каких-либо вещей без полового совокупления, потом же
совокупляются и рождают, каковы, например, мухи. Есть
и такие, между которыми нет самцов и самок, как,
например, пчелы. Такие, далее, которые имеют пол, но
так, что не рождают детей, каковы мулы, едва ли могли
быть там, ибо было вполне достаточно, чтобы там были
их родители, т. е . лошадиная и ослиная порода; то же
нужно сказать и о других животных, которые производят
какой-нибудь новый род вследствие смешения различных
пород. Но если и это относилось к тайне, то и они были
там. Ибо и эта порода имеет мужской и женский пол.
Некоторых даже занимает вопрос, какую пищу могли
иметь там животные, которые, как думают, питаются только
мясом: были ли взяты туда без нарушения повеления сверх
указанного числа животные, которых необходимость тре­
бовала взять в пищу другим; или же, чему скорее можно
поверить, и без мяса могла быть другая пища, пригодная
для всех. Ибо мы знаем, что очень многие животные,
которым пищей служит мясо, питаются овощами и плодами,
а особенно — фигами и каштанами. В таком случае, что
же удивительного, если этот мудрый и праведный муж, и
притом по божественному внушению, и без мяса приготовил
в запас годную и сообразную каждой породе пищу? Есть
ли что-нибудь такое, что не заставил бы есть голод? Или
чего не может сделать приятным и полезным Бог, Который
мог с божественною легкостью сделать, чтобы они жили
даже и без пищи, если бы и само питание их не требовалось
для пополнения прообраза великого таинства?
А что такие многочисленные исторические знамения
не имели целью служить прообразами Церкви, это может
утверждать только человек, погрязший в своей любви к
пустым пререканиям. Ибо уже и в настоящее время наро­
ды, и притом как чистые, так и нечистые, так наполни­
ли Церковь и в такой держатся между собою связи ее
единством, что в силу одного этого яснейшего факта
107