Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
и смоляного клея, чтобы мог быть построен ковчег не
криволинейной, а прямолинейной формы, больших раз­
меров в длину и ширину, — ковчег, которого не требовалось
спускать в море никакими человеческими усилиями, но
который по естественному закону тяжести должна была
поднять подошедшая волна, и который во время плавания
должен был управляться, чтобы не подвергнуться кру­
шению, скорее провидением Божиим, чем человеческим
мастерством.
Что же касается мелочных вопросов, которые обыкно­
венно задаются относительно ничтожнейших животных, не
только таких, как мыши и ящерицы, но и таких, как
саранча, жуки, мухи и, наконец, блохи: дескать, не были
ли они в ковчеге в большем количестве, чем то, какое
было назначено повелением Божиим; то тем, кого занимают
подобные вопросы, нужно прежде всего напомнить, что
выражение "пресмыкающихся по земле" (Быт. VI, 20)
следует понимать в том смысле, что не было необходимости
сохранять в ковчеге тех животных, которые могут жить
не только в воде, погруженные в нее, как рыбы, но и
на воде, плавая сверху ее, как многие крылатые. Затем,
когда говорится: "Мужеского пола и женского пусть они
будут" (Быт. VI, 19), то этим очевидно указывается, как
на цель, на возобновление рода. Поэтому в ковчеге не
было необходимости находиться таким маленьким живот­
ным, которые могут рождаться без полового совокупления
из каких-нибудь вещей или вследствие порчи вещей; а
если они там были, как бывают обыкновенно в домах,
то могли быть безо всякого определенного числа.
Если же совершавшееся в этом священнейшее таинство
и дававшийся образ такой высокой важности не мог
осуществиться в действительности иначе, как при условии,
что все, что не может жить по природе в воде, будет
находиться в ковчеге в упомянутом определенном числе:
то это было заботой не этого человека или этих людей,
а божественной. Ной не ловил, чтобы вводить, а впускал
приходивших и входивших. Именно такой смысл имеет
сказанное: "Войдут к тебе" (Быт. VI, 20), т. е . войдут не
по действию человеческому, а по мановению Божию;
106