Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
XIII, 8); так что в самом низу место для целомудрия
супружеского, выше — для вдовьего, и еще выше — для
девственного. Может тут быть и что-либо другое, лучшее,
представлено и сказано соответственно вере этого града.
То же я скажу и об остальном, что здесь будет изложено:
хотя бы оно и не объяснялось одним и тем же образом,
оно должно быть, однако же, согласовано с католической
верой.
Глава XXVII
Но никто не должен думать, будто бы все это было
написано с целью обмана; или же, что в рассказе нужно
искать только истины исторической, без всяких алле­
горических значений; или, напротив, что всего этого в
действительности не было, а что это только одни словесные
образы; или же, что все это, каково бы оно ни было, не
содержит никакого пророчества о Церкви. Только человек
с совершенно превратным умом станет утверждать, будто
могли быть делом праздного упражнения книги, которые
в течение тысяч лет сохранялись с таким благоговением
и под таким наблюдением в определенном порядке пре­
емства сменявших друг друга лиц; или же, что в них в
данном случае нужно видеть только историю. Для примера,
чтобы опустить остальное: если требовалась такая величина
ковчега из-за большого количества животных, то что
вынуждало ввести нечистых животных по две пары, а
чистых — по семь пар, когда могли быть сохранены и
те и другие при одинаковом их количестве? Притом, разве
Бог, который повелел сохранить их для восстановления
рода, не мог восстановить их так же, как создал?
Те же, которые утверждают, что это совсем не события,
а только образы для обозначения других вещей, прежде
всего считают невозможным такой большой потоп, чтобы
вода, постепенно прибывая, покрыла высочайшие горы на
пятнадцать локтей, и указывают на вершину горы Олимп,
над которой, как утверждают, не могут образовываться
облака, потому что она так высока, как небо, и оттого
104