Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
истекают таинства, которыми освящаются верующие. А
что ковчег велено было построить из деревьев четверо-
угольных, показывает во всех отношениях непоколебимую
жизнь святых: какой бы стороной не повернуть квадрат,
он будет стоять. Также точно и все остальное, что говорится
об устройстве этого ковчега, обозначает собою относящееся
к Церкви. Но было бы слишком долго подробно оста­
навливаться на этом в данном случае. Я сделал уже это
в сочинении, которое написал против Фавста манихея*,
утверждающего, будто в еврейских книгах нет пророчеств
о Христе. Может, впрочем, статься, что кто-нибудь и нам,
а другой другому объяснит это более удачно: лишь бы
только все, что говорится в Писании, было отнесено к
тому граду Божию, о котором у нас речь, странствующему
в этом лукавом веке, как бы в потопе; если объясняющий
не хочет уклониться слишком далеко от мысли того, кто
это описал.
Например, кто-нибудь слова Писания: "Устрой в нем
нижнее, второе и третье жилье"** (Быт. VI, 16), может
понимать не так, как я объяснил их в упомянутом сочи­
нении***, т. е., что поскольку Церковь собирается из всех
народов, то названа двукровною ради двух родов людей,
т. е. обрезания и необрезания, которых апостол называет
иначе иудеями и эллинами (Рим. III, 9); трекровною же
потому, что все племена восстановлены были после потопа
от трех сыновей Ноя; но может сказать что-либо другое,
что не будет чуждо правилам веры. Например: так как
Бог желал, чтобы ковчег имел помещения не только внизу,
но и вверху, и поэтому назвал последние двукровными,
а над верхними еще высшие, и эти назвал трекровными;
то как бы снизу вверх подымались и те три: вера, надежда
и любовь, о которых говорит апостол (I Кор. XIII, 13).
Может быть даже с гораздо большею сообразностью в
данном случае следует усматривать троякую евангельскую
плодородность: тридцатую, шестидесятую и сотую (Мф.
* Lib. XII, cap. 14 .
** У Августина: "Двукровное и трекровное жилье".
*** Lib. XII, cap. 16 .