Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
то этим указывается на величину предстоящего бедствия,
а отнюдь не выражается угроза гибелью лишенным разума
животным, как-будто бы и они согрешили.
Глава XXVI
Далее, то, что Ною, человеку праведному и, как вы­
ражается о нем на своем правдивом языке Писание,
"непорочному в роде своем" (Быт. VI, 9) (не так, разу­
меется, непорочному, как будут непорочны граждане града
Божия в том бессмертии, которым они сравняются с
ангелами Божиими, но так, как могут быть они непорочны
в этом своем странствии), Бог повелел сделать ковчег, в
котором бы он со всеми своими, т. е . с женой, сыновьями
и невестками, а также и с животными, которые вошли к
нему в ковчег по заповеди Божией, мог спастись от потопа,

то, без всякого сомнения, служит образом странству­
ющего в этом веке града Божия, т. е. Церкви, получившей
спасение посредством дерева, на котором был распят
"посредник между Богом и человеками, человек Христос
Иисус" (I Тим. II, 5). Ибо и размеры ковчега, его длина,
высота и ширина, являются образом человеческого тела,
облеченный в истинную природу которого должен был
прийти к людям Обетованный, и пришел. Длина челове­
ческого тела от темени до подошв в шесть раз больше
его ширины от одного бока до другого, и в десять раз
больше высоты, которая измеряется от спины до живота;
или, если измерять человека в лежачем положении, обра­
щенного лицом вверх или вниз, то длина его от головы
до ног в шесть раз больше, чем ширина его груди справа
налево или слева направо, и в десять раз больше, чем
высота от земли.
Соответственно этому и ковчег был сделан в триста
локтей длины, пятьдесят ширины и тридцать высоты.
Дверь же, которую он имел сбоку, есть, конечно, не что
иное, как та рана, которая произошла от прободения
копьем бока Распятого на кресте (Иоан. XIX, 34): ибо
этою дверью входят приходящие к Нему, так как из нее
102