Августин Аврелий. Творения. Том 4. О граде Божием. Книги XIV-XXII

Августин Аврелий. Творения. Т.4. О граде Божием. Книги XIV-XXII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада, оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В данном томе предложены заключительные книги философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
шестисотом году жизни Ноя, во второй месяц произошел
потоп. Предсказанные сто двадцать лет жизни людям,
имевшим погибнуть, были тем сроком, по истечении
которого они должны были быть уничтоженными потопом.
Не без основания не верится, чтобы потоп произошел
так, что уже не было на земле людей, которые не были
бы достойны избежать смерти, которая назначена была в
наказание нечестивым: добрым, которые должны были
когда-нибудь умереть, не мог какой бы то ни было род
смерти сделать ничего такого, что могло бы повредить
после смерти. Тем не менее, от потопа не умер ни один
из тех, о которых священное Писание говорит, что они
произошли от семени Сифа. Причина же потопа от лица
Божия разъясняется так: "И увидел Господь, что велико
развращение человеков на земле, и что все мысли и
помышления сердца их были зло во всякое время. И
раскаялся Господь, что создал человека на земле, и вос-
корбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с
лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека
до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю; ибо Я
раскаялся, что создал их" (Быт. VI, 5 — 7).
Глава XXV
Гнев Божий не есть волнение Духа Божия, но суд,
которым налагается наказание за грех. Помышление же и
размышление Божие есть неизменная причина вещей,
подлежащих изменению. Бог не раскаивается в каком-
нибудь поступке, как человек: Его суждение о всех вообще
вещах также твердо, как верно Его предвидение. Но если
бы Писание не употребляло таких выражений, оно не
говорило бы так близко сердцу всякого рода людей, для
которых оно предназначено быть соведателем, чтобы ус­
трашать гордых, возбуждать нерадивых, упражнять иссле­
дующих и давать пищу понимающим; этого оно не могло
бы делать, если бы предварительно само не склонилось
и некоторым образом не снизошло к слабым. А что воз­
вещается гибель даже всем земным животным и птицам,
101