Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Глава II
Во-первых, из-за чего была побеждена, взята и разру-
шена греками сама Троя, или Ил ион, откуда выводит свое
происхождение римский народ, — Троя, имевшая и чтив-
шая тех же самых богов (на нахожу возможным обойти
молчанием то, чего коснулся уже в первой книге)? Говорят,
что Приам понес наказание за клятвопреступление своего
отца Лаомедонта*. В таком случае верно то, что Аполлон
и Нептун служили у того самого Лаомедонта по найму.
Ибо рассказывают, что он обещал им щедро оплатить их
работу и обманул. Удивляюсь, каким образом Аполлон,
названный предсказателем, столько работал, не зная, что
Лаомедонт откажется исполнить обещанное. Впрочем, и
самому Нептуну, дяде его, брату Юпитера и царю морей,
не к лицу было не знать будущего. Ведь представляет же
его Гомер предсказывающим нечто великое относительно
поколения Энея, потомками которого построен Рим, хотя
поэт жил, как говорят, до основания Рима**; Нептун даже
уносит в облаке этого Энея, чтобы, как сам же говорит,
он не был убит Ахиллом, в то время как Нептун желал
ниспровергнуть построенные его же руками стены клят-
вопреступной Трои. Об этом рассказывается у Вергилия***.
Итак, такие боги, как Нептун и Аполлон, вольно или
невольно строили троянские стены, не зная, что Лаомедонт
откажется заплатить им. Пусть же вникнут, не более ли
тяжкий грех веровать в таких богов, чем нарушить клятву,
данную таким богам? Сам Гомер не особенно верил
последнему: потому что, представляя Нептуна сражающимся
против троянцев, он Аполлона выводит сражающимся за
троянцев; хотя басня рассказывает, что они оба были
оскорблены клятвопреступлением. Итак, если они этим
басням верят, пусть стыдятся иметь таких богов; а если
не верят, пусть не ссылаются на троянское клятвопрес-
тупление; или пусть объяснят ту странность, что боги
* Virg. Gcoiig. I.
** Horn. II. II.
*** Virg. Aeneid. V, v. 810, 811.
96