Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
обязанность посвящать им и праздновать их позорные
дела. Прекрасно, что ты по собственному усмотрению не
захотел признать гражданских прав за гистрионами и
лицедеями; отрезви свою мысль еще более: божественное
величие никоим образом не может умилостивляться такими
искусствами, которые оскорбляют человеческое достоин-
ство. Каким же образом ты можешь думать, что в числе
небесных Властей могут быть подобные боги? Вышний
град, где победа — истина, где достоинство — святость,
где мир — блаженство, где жизнь — вечность, несравненно
знатнее тебя. Тем более он не может иметь в своей среде
таких богов, если ты постыдился иметь у себя таких
граждан. Поэтому, если хочешь достигнуть блаженного
града, избегай сообщества демонов. Позорно честным лю-
дям почитать тех, которые умилостивляются людьми бес-
честными. Пусть христианское очищение так же удалит
их от твоего благочестия, как отстранила от тебя последних
цензорская отметка.
О благах же телесных, которыми одними желают ус-
лаждаться дурные люди, и о зле телесном, которого одного
не желали бы они терпеть: о том, что и в отношении
этого демоны не имеют той власти, которая им приписы-
вается (хоть, впрочем, если бы они ее и имели, мы должны
были бы скорее презирать все это, чем ради этого почитать
их, и, почитая, лишаться возможности достигнуть того, в
чем они нам завидуют) — об этом мы поговорим после,
чтобы сейчас закончить настоящую книгу.