Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
нелепостей и нечистоты, исполнителей которого врожден-
ное римлянам чувство доблести лишило прав на почетные
должности, удалило из триб и признало позорными и
бесчестными, — такое, говорю, срамное и противное
истинному религиозному чувству умилостивление подобных
божеств, — эти соблазнительные и непотребные басни о
преступлениях, подлостях, злодействах и гнусных помыслах
богов, — все это глазами и ушами публично изучало
целое государство; видело, что все это нравится богам, и
потому верило, что именно это — пример для подражания,
а отнюдь не то, что говорилось (если оно вообще гово-
рилось) немногим и столь секретно.
Глава XXVIII
И они еще жалуются, что имя Христово освободило
людей от тартарского ига этих нечистых властей и прес-
тупного сообщества с ними, и от этой ночи гибельного
нечестия привело к свету спасительного благочестия! И
ропщут, несправедливые и неблагодарные, на то, что
народы стекаются в церкви, где слушают, как хорошо они
должны проводить эту временную жизнь, чтобы заслужить
после нее блаженную и вечную, где с возвышенного места
и открыто для всех провозглашается священное Писание
и учение о справедливости, которое те, кто его исполняет,
слушают с пользой, а кто не исполняет — в осуждение.
Если и появляются там насмешники над подобными за-
поведями, их дерзость или исчезает вследствие неожиданной
в них перемены, или подавляется страхом или стыдом.
Ничего дурного или постыдно им не предлагается для
созерцания и подражания там, где внушаются заповеди
истинного Бога, где повествуется о чудесах Его, где вос-
хваляются Его дары или испрашиваются милости.
92