Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
добрые, живут ли они, или умирают, погибнуть не могут,
они ставят в вину нашему Христу! Между тем, Христос
дал многочисленные заповеди в пользу наилучших нравов
и против разврата, а их боги никакими заповедями чтив-
шему их народу не сделали ничего, что могло бы пре-
дотвратить гибель республики; более того, своим примером
они усугубляли порчу, содействуя этой гибели. Думаю,
никто не осмелится утверждать, что она погибла в то
время потому, что
Храмы оставивши и алтари, удалились
Боги,
как друзья-де добродетелей, оскорбленные людскими поро-
ками. Что боги были налицо, это доказывается множеством
бывших тогда предзнаменований во внутренностях живот-
ных, в полете птиц, в прорицаниях, в которых они с
великим удовольствием выставляли себя предузнающими
будущее и помощниками в сраженьях. Не будь всего этого,
собственные страсти римлян не возбудили бы последних
к гражданским войнам до такой степени, как демонские
подстрекательства.
Глава XXVI
Если это так, если явно выставлялись безобразия,
соединенные с жестокостью, позорные дела и преступления
божеств, действительные или вымышленные, выставлялись
по их же требованию и под угрозой гнева в случае
невыполнения этого требования, — даже в определенные
ими и установленные дни праздников, посвященных им;
если все это совершалось для ведома и на глазах всех,
как предлагаемое для подражания: то какое значение имело
при этом то, что эти же самые демоны, выдававшие себя
во всем этом, как нечистых духов, — какое значение
имело то, что те же самые демоны внутри своих святилищ
и в недоступных для народа тайниках давали некоторые
добрые наставления относительно нравов какому-либо из
89