Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/89"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
нечто такое, что должно было вскоре совершиться и
действительно совершилось. Но, однако же, он не про-
кричал: "Сулла, удержись от злодеяний", от тех ужасных
злодеяний, которые, одержав победу, совершил тот, кому
в телячьей печени привиделась золотая корона.
Если бы подобные знаки подавали правосудные боги,
а не нечестивые демоны, они скорее бы указали на
какое-нибудь гнусное и вредное для самого Суллы будущее
зло. Ибо победа эта не столько возвысила его достоинство,
сколько погубила; она была причиной того, что воз-
гордившись и предавшись удовлетворению своих неуме-
ренных желаний, он в большей степени нравственно погиб
сам, чем телесно уничтожил своих врагов. Об этих поистине
печальных и плачевных вещах их боги не возвещали ни
во внутренностях жертвенных животных, ни через авгуров,
ни во сне или пророчестве. Ибо они больше боялись того,
как бы он не исправился, нежели того, как бы он не
остался побежденным. Они даже нарочито старались, чтобы,
став торжествующим победителем сограждан, но побеж-
денный и плененный непотребными пороками, он через
это еще более рабски подчинился нечистым демонам.
Глава XXV
Кто не поймет, кто не усмотрит (кроме того, конечно,
кто предпочитает подражать именно таким богам вместо
того, чтобы постараться с помощью благодати Божией
устраниться от общения с ними), до какой степени эти
лукавые духи стараются своим примером дать как бы
божественные полномочия на совершение злодейств, когда
на одной обширной равнине Кампании, где вскоре после
описанных событий разгорелась жестокая битва граждан-
ской войны, они еще прежде сражения сами вступили в
битву друг с другом? Сперва на том месте был слышен
страшный гул, а затем, как рассказывали многие очевидцы,
в течение нескольких дней там как бы сражались два
войска. А когда сражение прекратилось, там остались следы
множества людей и лошадей. Итак, если божества дейст-
87