Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/87"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
покровительству сжалившимися минтурнинцами, и как,
счастливо избежав грозившей ему опасности, этот подлый
человек повел на Рим свое свирепое войско. Насколько
кровава, насколько бесчеловечна, насколько лютее любой
неприятельской была его победа, пусть, кто интересуется,
прочтет об этом у историков. Я, как сказал, обхожу это
молчанием, и кровавое счастье Мария приписываю не
какой-то Марике, а таинственному провидению Божию,
которое пожелало заградить их уста и освободить от
заблуждений тех, кто может беспристрастно и благоразумно
исследовать подобные явления. Ибо, если демоны и имеют
некоторую силу в области подобных предметов, то лишь
настолько, насколько дозволяет им это сокровенная воля
Всемогущего, дабы мы не превозносились земным счастьем,
которое весьма часто предоставляется и людям злым,
подобным Марию; но в то же время и не считали само
это счастье чем-нибудь злым, видя, что им, наперекор
демонам, пользуются и многие благочестивые и доброде-
тельные почитатели единого Бога; и не думали, что ради
этих земных благ или зол следует умилостивлять или
бояться нечистых духов. Как злые люди, так и злые духи
могут делать не все, что хотят, а лишь то, что им
попускается распоряжением Того, судеб Которого никто
не может ни постигнуть, ни справедливо укорить.
Глава XXIV
Времена Суллы были таковы, что заставили всех с
тоской вспоминать времена предшествовавшие, за которые
он являлся мстителем. А между тем, по свидетельству
Ливия, когда Сулла готовился к первому походу на Рим
против Мария, он получил при жертвоприношении такие
счастливые предзнаменования, что гаруспик Постумий,
исследовавший внутренности жертвенных животных, пред-
ложил взять себя под стражу и казнить в том случае,
если замыслы Суллы не осуществятся при столь явном
содействии богов. Итак, боги не удалились, покинув храмы
и алтари, если предсказывали Сулле о благополучном
85