Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
присутствовали, но проспали? Ибо в то время, как город
уже был взят неприятелем, у римлян остался лишь капи-
толийский холм, да и он бы погиб, если бы тогда, когда
спали боги, заснули бы и гуси. Установив же праздник
в честь гусей, римляне в своем суеверии уподобились
египтянам, чтившим зверей и птиц. Впрочем, обо всех
этих не касающихся души телесных невзгодах я пока что
говорить не намерен. Теперь наша речь — об упадке
нравов, сокрушившем республику в то время, когда стены
ее городов были еще крепки. Боги же, пожалуй, имели
бы право оставить храмы и удалиться, если бы граждане
нарушили данные им этими богами предписания о до-
бродетельной жизни и справедливости. Но в нашем случае
уместно спросить, каковы были эти боги, которые не
захотели жить с почитавшим их народом, которого они,
когда он начал жить порочно, не научили жить доброде-
тельно?
Глава XXIII
Ну, а что если они даже содействовали удовлетворению
их страстей, вместо того, чтобы их обуздывать? Ибо кто
помог Марию, этому выскочке-плебею, кровожадному за-
чинщику и виновнику междоусобных войн? Кто помог
ему семь раз быть консулом, умереть стариком во время
седьмого консульства и не попасть в руки Суллы, в конце
концов оказавшегося победителем? Если же во всем этом
боги ему не помогали, то из этого следует весьма любо-
пытный вывод: человек, даже когда боги к нему небла-
госклонны, вполне может достигнуть желанного ему, столь
великого временного благополучия; и люди, подобные
Марию, могут, несмотря на гнев богов, наслаждаться
здоровьем, силой, богатством, почестями и долголетием;
напротив, люди, подобные Регулу, несмотря на любовь к
ним богов, могут томиться и умирать в плену, в рабстве,
в нищете, в бессонице и тяжких муках. Если они согласятся,
что это так, то вынуждены будут также признать, что
пользы от их богов нет никакой и почитаются они
напрасно.
83