Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/84"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава XXII
Что же касается настоящего вопроса, то как бы ни
хвалили древнюю республику их авторы, все они признают,
что задолго до пришествия Христа она стала самою рас-
пущенною и развращенною; или что д&же ее не стало
вовсе, ибо она погибла от испорченных нравов. Тем более
ее боги-хранители должны бы были позаботиться о том,
чтобы дать предписания о нравах и образе жизни этому
народу, воздвигнувшему в их честь столько храмов, на-
значившему столько жрецов, приносившему столько жертв
и установившему столько празднеств и пышных игр. Но
эти демоны заботились только о себе, почитателей же
своих всячески развращали. Если же дело обстояло иначе,
то пусть объявят нам их добрые предписания, пусть прочтут
те божественные законы, которые преступили Гракхи, сея
вокруг беспорядок и произвол, которые, далее, нарушили
Марий, Цинна и Карбон, развязавшие междоусобные вой-
ны, ведшиеся с неслыханной жестокостью, которыми,
наконец, пренебрег Сулла, жизнь, деяния и нравы которого,
описанные Саллюстием и многими другими историками,
наводят на всех ужас. Кому не ясно, что республика
погибла еще в те времена?
Но, возможно, в защиту своих богов они осмелятся
сослаться на то место у Вергилия, в котором говорится,
что по причине падения нравов граждан
Храмы оставивши и алтари, удалились
Боги, которыми царство держалось*?
Но если это так, то, во-первых, нет никаких оснований
жаловаться на христианскую религию, что, дескать, боги
удалились, ибо были оскорблены ею, поскольку прогнали
их, многочисленных и мелких, как мухи, испорченные
нравы предков. Однако, тут следует спросить, где были
эти боги тогда, когда нравы еще не были испорчены, а
между тем Рим был захвачен и сожжен галлами? Или они
* Virg. Aencid. II, v. 351, 352.
82