Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
бы полинявшую и выцвевшую республику, не постарался
хотя бы сохранить то, что получил. Ибо что ныне осталось
от тех древних нравов? Их не только не придерживаются,
но даже и вовсе о них позабыли. О мужах же и говорить
нечего, ибо и нравы погибли из-за недостатка мужей. За
все это мы не только должны дать строгий отчет, но и
предстать перед судом, как уголовные преступники. Именно
вследствие наших пороков мы сохраняем нашу республику
лишь на словах, на деле же давно ее потеряли".
Так говорит Цицерон, говорит много позже смерти
Сципиона, которого выводит состязающимся в своей книге,
но все же еще до пришествия Христа. Но если бы все
они даже жили во времена христианские, кто из них
вздумал бы обвинять в этом упадке христиан? Почему же
их боги не позаботились о сохранении республики, которую
так горько оплакивает Цицерон еще задолго до воплощения
Христова? Тот же, кто хвалит ее такой, какой она была
в древние времена, также может, присмотревшись, увидеть,
что была она и тогда не столько живою нравственно,
сколько просто разукрашенной и принаряженной. Это,
всячески ее превознося, неосознано отметил и сам Цицерон.
Но мы поговорим об этом в другом месте. Тогда, на
основании кратких определений самого Цицерона о том,
что такое республика и что такое народ (им ли высказанных,
или тех, которые он вложил в уста своих героев), я
постараюсь показать, что римская республика никогда не
была республикой, ибо там никогда не было справед-
ливости. По более же точным определениям она все же
была в своем роде республикой, управляясь древними куда
лучше, чем нынешними. Но истинной справедливости нет
нигде, кроме той республики, Основатель и Правитель
которой — Христос, если эту последнюю угодно будет
называть республикой, так как нельзя отрицать, что она
— народное дело. Но поскольку в нашем случае это
название может показаться несколько необычным, то ска-
жем так: истинная справедливость существует только в
том граде, о котором Писание говорит: "Славное возве-
щается о тебе, град Божий" (Пс. LXXXVI, 6).
81