Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Между тем, если бы предписываемых этой религией
заповедей одинаково слушались и старались их исполнять
"все цари земные и все народы, князья и все судьи
земные, юноши и девицы, старцы и отроки" (Пс. CXLVIII,
И, 12), каждый пол и возраст и даже мытари и воины,
о которых упоминает Иоанн Креститель (Лук. III, 12 —
14): подобное государство и в настоящей жизни даровало
бы счастье своим подданным, и в будущем блаженнейшем
царстве вечной жизни заняло бы наивысшее место. Но
поелику эти заповеди один слушает, а другой презирает,
и большая часть людей любит более пороки с их соблаз-
нами, чем добродетель с ее полезной суровостью, то слугам
Христа, цари ли они, или князья, судьи или воины, жители
ли провинций, богатые или бедные, свободные или рабы,
того или другого пола, повелевается терпеть, коль скоро
это необходимо, даже и самую развращенную и распу-
щенную республику, и этим терпением приуготовлять себе
светлейшее место в святейшем и священном сенате ан-
гельском и в небесном царстве, где законом служит воля
Божия.
Глава XX
Но эти почитатели и поклонники богов, с удовольствием
подражающие им в злодеяниях и непотребствах, нисколько
не беспокоятся, что их республика — самая развращенная
и распущенная. "Лишь бы, — говорят они, — она
процветала, наполняясь богатствами и прославляясь побе-
дами, или, что еще лучше, наслаждалась миром. Чего еще
нам желать? Все, что мы хотим, это чтобы все богатели,
чтобы всегда хватало и на житейские нужды, и на пора-
бощение слабых. Пусть бедные служат богатым, получая
за это на пропитание, а последние пусть проводят жизнь
в праздности и неге. Пусть народы рукоплещут не тем,
кто дает им добрые советы, а тем, кто доставляет им
разного рода удовольствия. Пусть трудное не предписы-
вается, нечистое не запрещается. Цари пусть заботятся не
о том, чтобы подданные их были добры, а о том, чтобы
были покорны. Провинции пусть служат царям не как
77