Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
человека доброго и невинного, за то лишь одно, что тот
носил имя Тарквиниев и приходился им родственником.
Это злодейство Брут совершил с согласия или по допу-
щению народа, от которого Коллатин, как и сам Брут,
получил консульство.
Под влиянием этого же чувства правды и добра достойно
обошлись и с Марком Камиллом: этот благородный че-
ловек, после десятилетней войны с жесточайшими врага-
ми римского народа вейетами, — войны, в продолжение
которой несчастные сражения истощили римское войско
до крайности и сам Рим уже отчаялся и опасался за свое
будущее, — одержал над этими врагами победу и овладел
их богатейшим городом; но из-за завистников, порицав-
ших его доблести, и бесстыдства народных трибунов, он
был отдан под суд и освобожденное им государство нашел
до такой степени неблагодарным, что, уверенный в своем
осуждении, добровольно удалился в ссылку и в отсутствии
был присужден к штрафу в десять тысяч ассов. И подобным
образом поступили с человеком, который вскоре после
этого отомстил за неблагодарное отечество галлам! Не
хочется даже вспоминать о тех бесчисленных мерзостях и
несправедливостях, которые волновали римское государство
в то время, когда сильные старались подчинить себе народ,
а народ не хотел им подчиниться, и когда защитники той
и другой стороны старались лишь о победе, нисколько не
заботясь при этом о правде и добре.
Глава XVIII
Итак, не буду говорить от себя и обращусь к свиде-
тельству Саллюстия. Хотя вышеприведенные слова: "чувство
правды и добра было сильно скорее от природы, чем
благодаря законам" Саллюстий высказал в похвалу римлян,
относя эту похвалу собственно к тому времени, когда, по
изгнании царей, республика за короткий период достигла
невероятно высокого расцвета; тем не менее, в самом
начале первой же книги своей истории Саллюстий при-
знается, что через самый малый промежуток времени,
73