Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/74"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава XVII
Но, быть может, боги не предписывали римскому народу
законов потому, что у него, как говорит Саллюстий,
"чувство правды и добра было сильно скорее от природы,
чем благодаря законам"*. Полагаю, что - под влиянием
именно этого чувства правды и добра были похищены
сабинянки... В самом деле, что может быть справедливее
и лучше, чем похищение силой чужих дочерей, заманенных
в ловушку под предлогом зрелища? Ибо если несправедливо
поступили сабиняне, не захотев выдать замуж дочерей,
которых у них просили, то во сколько раз несправедливее
было похитить тех, которых не выдали? Было бы спра-
ведливее воевать с народом, который не хотел выдавать
соседям своих дочерей, когда их о том просили, чем
воевать с народом, который требовал возвращения похи-
щенных женщин. Было бы лучше, если бы Марс помог
своему сыну отомстить вооруженной рукою за нанесенную
обиду, и таким образом предоставил бы ему возможность
получить женщин, которых он искал. В таком случае он,
пожалуй, по некоторому праву войны, справедливо отнял
бы тех, в которых ему было отказано несправедливо; но
он не имел никаких оснований и прав в мирное время
похищать девиц и вести несправедливую войну с их
справедливо разгневанными родителями. Последующее бы-
ло полезнее и удачнее: хотя в память об этом обмане
установлено было цирковое зрелище, однако сам поступок
не был поставлен в пример для подражания ни народом,
ни правительством; и римляне, зачислив Ромула после
этой несправедливости в число богов, сделали более легкую
ошибку, чем если бы дозволили подражать ему в похищении
женщин каким-либо законом или обычаем.
Под влиянием, далее, этого самого чувства правды и
добра, по изгнании с детьми царя Тарквиния, сын которого
совершил насилие над Лукрецией, консул Юний Брут
принудил отказаться от должности и выслал из государства
Тарквиния Коллатина, мужа Лукреции, своего товарища,
* Sallust. de Catilinae conjurat.
72