Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/70"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
актер, через которого чтится бог? На каком основании
актер, разыгрывающий театральную мерзость, подвергается
презрению, если потребовавший ее бог пользуется почи-
танием?
В отношении к этому предмету греки и римляне
расходятся между собою. По мнению греков, они правильно
уважают актеров, так как через актеров почитаются боги,
изобретатели театральных игр; по мнению же римлян,
актеры обесчестили бы даже плебейскую трибу, тем более
сенаторскую курию. Сущность вопроса в этом разногласии
разрешается следующим силлогизмом. Греки говорят: "Если
следует почитать подобного рода богов, то должно уважать,
конечно, и людей подобного рода". Римляне прибавляют
вторую посылку: "Но людей подобного рода уважать не
должно". Христиане же заключают: "Следовательно, не
должно почитать и подобного рода богов".
Глава XIV
Спросим далее, почему не считаются презренными,
подобно актерам, и поэты, составители подобного рода
басен, которым законом Двенадцати таблиц запрещено
оскорблять доброе имя граждан, но которые, между тем,
осыпают богов столь оскорбительными насмешками? На
каком основании актеры, разыгрывающие измышления
стихотворцев и изображающие позорных богов, считаются
презренными, а сами авторы пользуются уважением? Не
следует ли скорее отдать преимущество греческому Платону,
который, изображая идеальное государство, полагал, что
из него должны быть изгнаны поэты, как враги истины?
С одной стороны, он с негодованием смотрел на оскор-
бления богов, с другой — не хотел, чтобы и дух граждан
развращали и искажали вымыслами.
Сравни же теперь человечность Платона, изгоняющего
поэтов из государства ради предупреждения развращения
граждан, с божественностью богов, в честь себя требующих
театральных игр. Платон своими рассуждениями, если не
убедил, то, по крайней мере, посоветовал легкомысленным
68