Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
наказанием такое, что священно по воле самих богов?
Ибо театральные игры, в которых все это рассказывается
и представляется, в римские нравы ввели сами боги и
повелели, чтобы это посвящалось и совершалось в их
честь". Но почему же, в таком случае, римляне не поняли
из этого, что эти боги — боги не истинные и совершенно
не заслуживают того, чтобы республика воздавала им
божеские почести? Ведь если бы они потребовали себе
игр, позорящих самих римлян, их было бы неприлично
и не следовало почитать: каким же образом, спрашиваю,
их сочли достойными поклонения божествами, а не гнус-
ными духами, если из желания ввести в обман они
потребовали, чтобы под видом поклонения им прослав-
лялись их злодеяния?
Нужно заметить, что римляне, хотя и были подвержены
вредному суеверию, состоявшему в почитании богов, тре-
бовавших, чтобы им посвящались театральные мерзости,
тем не менее не забывали своего достоинства и чувства
стыда: они не питали, подобно грекам, никакого уважения
к сочинителям этих басен, но, как говорит у Цицерона
тот же Сципион, "считая все сценическое и театральное
искусство целиком позорным, постановили: этот род людей
не только лишать чести, принадлежащей остальным граж-
данам, но даже исключать из триб по распоряжению
цензора". Мудрость замечательная и вполне заслуживающая
быть отнесенной к римским достоинствам; но я желал
бы, чтобы она была последовательна и верна самой себе.
То правильно, что каждый, кто из римских граждан захотел
бы быть актером, не только теряет всякое право на
уважение, но к тому же по цензорскому распоряжению
изгоняется из своей трибы. Это ты, ревнивый к гражданской
чести, настоящий римский дух! Но пусть ответят мне, на
каком основании актеры всецело лишаются чести, а те-
атральные игры относятся к действиям, совершаемым в
честь богов? Долгое время римская доблесть не знала
театральных искусств. Если бы их ввели для услаждения
человеческой похоти, они вредным образом подействовали
бы на человеческие нравы. Это боги потребовали, чтобы
они давались им. Каким же образом считается презренным
67