Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/66"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
ли более они отвратительны, чем более далеки от истины
и чужды его жизни? Какие же наказания могут быть
достаточными, если такого рода нечестие, если такое
величайшее оскорбление дозволяется в отношении к Богу?
Но злые духи, которых они считают богами, желают,
чтобы о них рассказывались и такие постыдные вещи,
которых они не делали, дабы представлениями такого рода
опутывать, как сетями, умы человеческие, и приводить
вместе с собою к предназначенному наказанию. Совершили
ли эти постыдные вещи люди, которые считаются богами
к удовольствию (демонов), радующихся человеческим за-
блуждениям, вместо которых посредством тысячи вредных
и коварных уловок они выставляют для почитания самих
себя, или преступления эти в действительности не были
совершены никем из людей, — коварнейшие духи охотно
допускают измышлять их о божествах, чтобы для совер-
шения злодеяний и мерзостей был подан на землю как
бы с самого неба ободряющий пример. Поэтому греки,
считая себя рабами таких божеств, полагали, что поэты
не должны щадить и их самих, коль скоро столько и так
бесчестили в театрах богов. Они или желали через это
уподобляться своим богам, или боялись возбудить их гнев,
если бы вдруг их имя оказалось более честным и, таким
образом, они стали бы лучше их.
Глава XI
Сообразно с этим, и разыгрывавших эти басни актеров
они считали людьми достойными немалой гражданской
чести. Так, — об этом упоминается и в книге о республи-
ке, — афинянин Эсхин, муж красноречивейший, управлял
делами государства, хотя, будучи юношей, разыгрывал
трагедии; равным образом Аристодема, тоже трагического
актера, афиняне часто посылали послом к Филиппу по
весьма важным делам, как мирным, так и военным.
Действительно, если они видели, что само искусство и
театральные игры были угодны богам, то смотреть на тех,
которые их разыгрывают, как на людей бесславных, было
64