Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
коварной целью желала эта богиня себе наилучшего мужа,
если в своем культе требовала таких вещей, каких наи-
лучшие мужи, гнушаясь подобного, не допускают на своих
пирах?
Глава VI
Поэтому-то эти божества и не заботились о жизни и
нравах городов и народов, у которых почитались: безо
всяких запрещений, которые внушали бы страх, они до-
зволяли им делаться худшими и терпеть большие и отвра-
тительные убытки; убытки не в смысле имений и вино-
градников, не в деньгах и хозяйстве, не в тех, наконец,
делах, которые находятся в подчинении ума, а в самой
душе — правительнице тела. Но, может быть, они запре-
щали? В таком случае пусть нам покажут это яснее, пусть
докажут. Пусть не шепчут нам на ухо о каких-то под
видом якобы тайной религии передаваемых вещах, в ко-
торых излагается-де учение о добродетельной жизни и
чистоте; пусть покажут нам или напомнят, где те места,
посвященные таким собраниям, где совершались бы не
игры с бесстыдным пением и плясками гистрионов, где
праздновались бы не фугалии*, дающие полный простор
всякому непотребству (это поистине фугалии (изгнание),
но фугалии стыдливости и чести), но такие, где народы
слышали бы, что повелевают боги относительно умерения
жадности, уничтожения жульничества, обуздания роскоши;
где учились бы несчастные тому, чему советовал им учиться
Персей, говоря:
Учитесь, несчастные, корни вещей прозревайте:
Кто мы такие, зачем в этой жизни рождаемся;
Что за порядок повсюду; где, почему и какие
В жизненном беге стоят поворотные вехи;
Меру ищите во всем, что полезно вам
или желательно;
Что есть хорошего в деньгах, насколько к отчизне
* Праздник, посвященный изгнанию царей.