Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
господству, сам находится под господством этой страсти
господствовать, хотя ему и раболепствуют народы.
Глава I
Из этого-то града и выходят враги, от которых нам
надлежит защищать град Божий. Многие из них, впрочем,
исправив заблуждение нечестия, становятся вполне при-
личными гражданами града, но многие до такой степени
воспламеняются ненавистью к нему и до такой степени
оказываются неблагодарными к очевидным благодеяниям
его Искупителя, что поднимают против него в настоящее
время языки свои даже потому, что, избегая вражеского
меча, спасли жизнь, которою гордятся, в его священных
местах*.
Разве враждебными имени Христову оказываются не
именно те римляне, которых варвары пощадили ради
Христа? Об этом свидетельствуют места мучеников и
базилики апостолов, которые во время опустошения Ри-
ма уберегли в себе и своих, и чужих. До их порога сви-
репствовал кровожадный неприятель; там останавливалась
ярость убийцы; туда сострадательные враги приводили тех,
кого щадили вне этих мест, чтобы не набросились на них
другие, которые подобного сострадания не имели. Даже у
тех из них, которые убивали и свирепствовали по обычаю
врагов в других местах, и у тех, после того как приходили
они туда, где запрещено было то, что в других местах по
праву войны дозволялось, вся свирепость укрощалась и
пропадала жадность к военной добыче. Таким-то образом
уцелели многие, унижающие теперь времена христианские
и обвиняющие Христа за все те бедствия, которые испытал
их град, а те блага жизни, что даны были им в честь
Христа, приписывают не нашему Христу, а своему фатуму.
* Здесь и далее речь идет о взятии и разграблении Рима вест-
готами под предводительством Алариха в 410 г. Будучи в большинстве
своем христианами, вестготы не тронули христианских святынь и
пощадили укрывшихся там горожан.
4