Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Итак, нет никаких оснований, по которым мы стали
бы противоречить ясным словам апостола, когда он, отли-
чая от духовного тела тело душевное, т. е. от того, в
% котором мы будем, это, в котором теперь находимся,
говорит: "Сеется тело душевное, восстает тело духовное.
Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано:
"первый человек Адам стал душею живущею"; а последний
Адам есть дух животворящий. Но не духовное прежде, а
душевное, потом духовное. Первый человек — из земли,
перстный; второй человек — Господь с неба. Каков
перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы
и небесные; и как мы носили образ перстного, будем
носить и образ небесного" (I Кор. XV, 44 — 49). Об
этих апостольских словах мы уже сказали выше. Итак,
душевное тело, с которым был сотворен Адам, было
создано не так, чтобы оно совсем не могло умереть, но
так, что не умерло бы, если бы человек не согрешил.
Ибо только то, что через оживотворение Духом будет
духовным, не будет в состоянии умереть. Так, душа сот-
ворена бессмертной: и хотя она, умерши из-за греха,
лишилась некоторого свойства жизни, благодаря которому
могла бы жить мудро и блаженно, однако не перестает
жить некоторой собственной, хотя и жалкой, своею жизнью.
Подобным образом и падшие ангелы, хотя в некоторой
мере умерли через грех, оставив Источник жизни, т. е.
Бога, благодаря Которому могли бы жить мудро и бла-
женно, однако и не умерли настолько, чтобы перестать
жить и чувствовать, ибо сотворены бессмертными. И даже
после Суда, когда они подвергнутся второй смерти, жизни
не потеряют и сохранят чувства, терпя вечные мучения.
Люди же, получившие благодать Божию, софаждане святых
ангелов, пребывающих в блаженной жизни, так облекутся
в тела духовные, что не будут более ни фешить, ни
умирать. Бессмертие их, подобное ангельскому, не в сос-
тоянии будет уничтожить грех; в телесной же природе,
хотя она и будет сохранена, уже совершенно не останется
никакого тления или косности.
Теперь на очереди вопрос, который необходимо с
помощью Божией рассмотреть и разрешить: если похоть
593