Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Во всех них мы находим у греков Trveujia, а не rcvori, а
у латинян spiritus, а не flatus. Поэтому, если бы в словах
Писания: "Вдунул в лице его дыхание жизни", греческий
текст имел бы не kvotiv, а луеоцсх, то и в этом случае
отнюдь не следовало бы, что мы должны были бы не-
пременно разуметь здесь Дух Творца. ф
Но говорят, что не было бы к слову "дыхание" при-
бавлено "жизни", если бы тут не разумелся Святой Дух.
И сказав: "Стал человек душею", оно (Писание) не приба-
вило бы "живою", если бы не хотело обозначить жизнь
души, которая дается ей свыше, по дару Духа Божия. Но
все это — упрямая настойчивость и небрежное отношение
к текстам св. Писания. Действительно, разве нужно далеко
ходить за примерами, когда туг же, немного выше этого
сказано: "Да произведет земля душу живую" (Быт. I, 24)?
Затем, через несколько страниц, когда повествуется о том,
как погибло все живущее на земле при потопе, читаем:
"Все, что имело дыхание духа жизни в ноздрях своих на
суше, умерло" (Быт. VII, 22). Итак, если подобные вы-
ражения мы встречаем и по отношению к скотам; если,
далее, в подобных местах греки ставят в текстах не луеица,
a kvoti; то разве не ясно, что Писание называет душу
живущей просто по принятому в нем обороту речи. Но,
говорят, дуновение Божие исходит из уст Божиих; если
это душа, то она одной природы с Премудростью, также
исходящей из уст Всевышнего (Сир. XXIV, 3). Но ведь
Премудрость не говорит, что она —дуновение уст Божиих,
но только вышла из Его уст. Да и мы, если вдуматься,
делаем дуновение не из своей природы, а из окружающего
нас воздуха, который вдыхаем и выдыхаем. Впрочем, Он
мог произвести его не только не из Своей природы, но
и не из природы сотворенной, а попросту из ничего. Но
чтобы эти люди, которые хотят говорить о Писаниях, но
не хотят обращать при этом внимания на способ выражения
Писаний, знали, что не о том только говорится, как об
исходящем из уст Божиих, что одной и той же природы,
пусть они послушают, что написано в словах Божиих: "Но
как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя
из уст Моих" (Апок. III, 16)
592