Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
(I Тим. II, 5). Его он разумеет под небесным человеком,
потому что Он сошел с неба, чтобы облечься в тело
земной смертности и чтобы облечь оное в небесное
бессмертие. Небесными он называет и других потому, что
по благодати они бывают членами Его, чтобы Христос
был с ними едино, как глава и тело. На эуо еще очевиднее
он указывает в том же послании следующими словами:
"Как смерть чрез человека, так чрез человека и воскресение
мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все
оживут" (I Кор. XV, 21, 22), — оживут, конечно, уже в
теле духовном, которое будет в духе животворящем.
Выражение "все" не означает, что все, умирающие в
Адаме, будут членами Христа, потому что гораздо боль-
шее число их будет наказано второю смертью навеки; но
потому сказано "все", что как телом душевным никто не
умирает иначе, как только в Адаме, так и телом духов-
ным никто не оживотворяется иначе, как только во Христе.
Поэтому не следует думать, что мы по воскресении будем
иметь такое тело, какое имел первый человек до грехо-
падения. И сказанное: "Каков перстный, таковы и пер-
стные" не следует понимать применительно к тому, что
сделалось после совершения греха. Ибо не должно думать,
что он, прежде, нежели согрешил, имел духовное тело и
что вследствие феха оно изменилось в душевное. Думать
так, значит мало обращать внимания на слова этого
великого учителя, который говорит: "Есть тело душевное,
есть тело и духовное. Так и написано: "первый человек
Адам стал душею живущею". Каким образом это совер-
шилось после грехопадения, когда таково было первона-
чальное состояние человека, относительно которого бла-
женнейший апостол привел это свидетельство Закона с
целью доказательства того, что тело было душевным?
Глава XXIV
Некоторые необдуманно понимали и слова: "Бог... вду-
нул в лице его дыхание (spiritum — дух) жизни, и стал
человек душею живою" (Быт. II, 7) не в том смысле, что
588