Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
живой так, что по справедливости не могло быть названо
мертвым, ибо могло подвергнуться необходимости смерти
лишь через совершение феха. Когда же Бог словами к
Адаму: "Где ты?" (Быт. III, 9) указал на смерть души,
совершившуюся вследствие оставления Его, и словами:
"Прах ты, и в прах возвратишься" (Быт.^Ш, 19) обозна-
чил смерть тела, совершившуюся вследствие оставления
его душою; то потому, вероятно, ничего не сказал о второй
смерти, что восхотел, чтобы она была сокрытой ради
домостроительства Нового завета, в котором о второй
смерти возвещается с полной ясностью; так что первона-
чально становится известной та первая смерть, которая
обща для всех, как произошедшая из того греха, который
в одном сделался общим для всех; вторая же смерть вовсе
не есть общая для всех по причине призванных по
предведению: "Ибо, кого Он предузнал, тем и предопре-
делил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он
был первородным между многими братиями" (Рим. VIII,
29). Последних от второй смерти избавила через Ходатая
Божия благодать.
Итак, первый человек был создан, как говорит апостол,
с душевным телом. Ибо, желая отличить теперешнее,
душевное, от имеющего быть по воскресении духовного,
он говорит: "Сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется
в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восста-
ет в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное"
(I Кор. XV, 42 — 44). Потом, чтобы доказать это,
продолжает: "Есть тело душевное, есть тело и духовное".
А чтобы показать, что такое тело душевное, он говорит:
"Так и написано: "первый человек Адам стал душею
живущею" (I Кор. XV, 45; ср. Быт. II, 7). Так апостол
хотел объяснить, что такое тело душевное. Хотя о первом
человеке, который был назван Адамом, Писание, когда
ему божественным дуновением была сотворена душа, и не
сказало: "Стал человек телом душевным", но сказало:
"Стал душею живущею"; тем не менее, под написанным
апостол хотел разуметь душевное тело человека. А как
нужно понимать духовное тело, он показывает, прибавляя:
"А последний Адам есть дух животворящий" (I Кор. XV,
586