Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/585"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
нарушения заповеди. Ибо Бог назначил грешникам нака-
зание во всех отношениях какое следует, потому что наз-
начил его справедливо; только человек испытал его не ко
благу своему.
Можно понимать это же самое и применительно к
Церкви, принимая, пожалуй, за своего рода предваритель-
ные пророческие указания будущего. Так, под раем мо-
жем разуметь саму Церковь, как о ней говорится в Песне
Песней (IV, 13); под четырьмя райскими реками — четы-
ре Евангелия; под плодоносными деревьями — святых;
под их плодами — дела их; под деревом жизни — Свя-
того святых, то есть Христа; под древом познания добра
и зла — личный произвол воли. Ибо, если человек
пренебрег божественною волей, то и самим собою распо-
лагать может не иначе, как только гибельным образом; и
таким путем узнает разницу между тем, предан ли он
общему для всех благу, или находит удовольствие в сво-
ем собственном. Ибо самолюбивый предоставляется себе
самому, чтобы, исполнившись вследствие этого страха и
скорби, он пел в псалме (если, впрочем, сознает свои
несчастья): "Унывает во мне душа моя" (Пс. XLI, 7); а
когда исправится, говорил: "К Тебе прибегаю, ибо Бог
— заступник мой" (Пс. LVIII, 10). Пусть относительно
духовного понимания рая говорят это или что-либо другое,
более применимое, что могут сказать, этого никто не зап-
рещает; лишь бы только сохранилась при этом вера в
историческую подлинность самого достоверного повество-
вания о том, что было.
Глава XXII
Итак, тела праведных, которые они получат при вос-
кресении, не будут нуждаться ни в каком дереве и потому
не наживут никакой болезни или старости и не умрут;
не будут нуждаться и ни в какой другой телесной пище,
устраняющей неприятное чувство голода и жажды, потому
что несомненно и всецело облекутся в ненарушимый дар
бессмертия, так что если захотят, то будут употреблять
583