Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
В предшествующих книгах мы уже говорили, что Пор-
фирий, писавший во времена христианства, устыдился это-
го учения Платона и не только устранил от человеческих
душ тела животных, но даже полагал, что души мудрых
так освобождаются от телесных уз, что, избегая всякого
тела, будут вечно пребывать блаженными у Отца. Таким
образом, чтобы не показалось, будто он побежден Христом,
обещающим вечную жизнь святым, он и сам признал, что
очищенные души без всякого возвращения к прежним
бедствиям будут пребывать в вечном блаженстве; а чтобы
стать в противоречие с Христом, он, отрицая воскресе-
ние нетленных тел, утверждал, что они будут жить вечно
не только без земных, но и совершенно безо всяких тел.
И однако же, в силу этого какого бы то ни было мнения,
он не предостерегает их ни одним словом относительно
того, чтобы они не совершали религиозного культа богам,
облеченным в тела. Почему это, если не потому, что он
не признавал их, хотя и не соединенных с телами, лучшими
по сравнению с этими богами? Поэтому, если они не
решатся, — а я полагаю, что они действительно не
решатся, — предпочесть человеческие души богам вполне
блаженным и, однако же, пребывающим в вечных телах,
то почему им кажется нелепым то, что проповедует хрис-
тианская вера, а именно: что и первые люди были
сотворены так, что если бы не согрешили, то никакою
смертью не были бы отделены от своих тел, но одаренные
за соблюдение повиновения бессмертием, вечно жили бы
вместе с ними; что и святые по воскресении будут иметь
те же самые тела, в которых они здесь подвизались, что
ни их плоть не будет испытывать какого-либо тления или
затруднения, ни их блаженство не будет подвергаться
какой-либо скорби или нечестию.
Глава XX
В настоящее время для душ умерших святых смерть,
которою они отделяются от своих тел, потому не тяжка,
что плоть их успокаивается в надежде, какому бы она,
580