Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/580"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Итак, пусть философы не опровергают нашей веры,
ссылаясь на тяжесть тел. Я не предложу им вопроса о
том, почему они не верят, что земное тело может быть
на небе, когда вся земля висит в пустоте. Ибо возможно,
что их аргументация покажется более вероятной в отно-
шении к самой центральной части мира,, так как в ней
сосредоточено все самое тяжелое. Но я обращу их внимание
на то, что если низшие боги, которыми, по мнению
Платона, создан между прочими земными животными и
человек, могли, как говорит Платон, отнять у огня свойство
жечь и оставить свойство светить, которое делает его
доступным для глаз, то неужели мы не решимся допус-
тить, что верховный Бог может уничтожить тление в теле
человека, которому Он дает бессмертие, но оставить приро-
ду, удержать гармоническое соединение фигуры и членов
и устранить замедляющую тяжесть, — Бог, воле и могу-
ществу Которого, чтобы объяснить бессмертие, он усвояет
такую силу, что получившее начало и при таком различии,
таком несходстве, каково оно между телесным и бесте-
лесным, взаимно соединенное, не может быть ничем
разделено? Но о вере в воскресение мертвых и о бес-
смертных телах их мы подробнее скажем, если Богу будет
угодно, в конце этого сочинения.
Глава XIX
Теперь же поговорим, как предположили, о телах пер-
вых людей. Эта смерть, которая представляется доброй
для добрых и которая известна не только немногим
разумеющим или верующим, но и вообще всем, вследст-
вие которой происходит отделение души от тела и через
которую тело живого существа, очевидно жившее, очевидно
умирает, — эта смерть не могла бы случиться с ними,
если бы они не заслужили ее через грех. Ибо хотя нельзя
сомневаться, что души умерших праведников и благо-
честивых живут в покое, тем не менее, для них до такой
степени было бы лучше жить вместе со своими телами,
при полном их здоровье, что даже те, кои признают во
578