Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
великой славою и с таким блеском. Пусть же они перес-
мотрят вместе с нами, каким частым и разнообразным
бедствиям подвергалось римское государство, прежде чем
Христос явился во плоти, прежде чем прославилось в
народах имя Его, которому они завидуют; и пусть после
этого защищают, если смогут, своих богов, коль скоро
почитают их ради того, чтобы их последователи не пре-
терпевали этих несчастий. Если они испытывают что-нибудь
подобное теперь, то утверждают, что винить в этом следует
нас. Так почему же эти боги допустили, чтобы с пок-
лонниками их случилось то, о чем я намерен говорить,
и в то время, когда проповедь о Христе еще не досаждала
им и не возбраняла их жертвоприношений?
Глава IV
Во-первых, почему их боги не позаботились о том,
чтобы их нравы не были до крайности развращенными?
Бог истинный заслуженно оставил своим попечением тех,
которые не чтили Его: но почему же те боги, на возбранение
культа которых жалуются эти неблагодарные люди, не
попечительствовали добродетельной жизни своих поклон-
ников никакими законами? Справедливость требовала, что-
бы как люди заботились так или иначе о культе своих
богов, так и эти боги заботились о поведении людей. Но,
говорят, каждый человек бывает дурен по собственной
воле. Никто этого не отрицает. Тем не менее, делом
богов-советников было не утаивать от чтущего их народа
заповеди добродетельной жизни, а предлагать их в пуб-
личной проповеди, вразумляя и сдерживая грешащих через
пророков, поступающим дурно грозя наказаниями, живу-
щим же добродетельно обещая награды. Разве когда-нибудь
раздавался в их храмах сильный и всепокрывающий голос
богов о чем-либо подобном?
Некогда, в дни юности, хаживали и мы на святотат-
ственные зрелища, смотрели на беснующихся, слушали
певцов, забавлялись гнуснейшими играми, которые давались
в честь богов и богинь, в честь небесной девы и матери
56