Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
искусство производит то, что сосуды из металлов, которые
(металлы), будучи опущены в воду, тотчас же погружаются
вниз, когда бывают устроены известным образом, могут
даже плавать, то во сколько вероятнее и действительнее
* некоторый таинственный способ действия Бога, — по
воле Которого, как говорит Платон, не погибает то, что
получило начало, и не может разрушаться соединенное
(хотя гораздо более достойно удивления соединение бес-
телесного с телесным, нежели соединение чего-либо те-
лесного с телесным), — Который может дать земным мас-
сам способность не увлекаться никакой тяжестью вниз, а
самим душам, при полном блаженстве, помещать эти, хотя
и земные, однако уже нетленные тела там, где захотят,
и переносить туда, куда пожелают, со всевозможной лег-
костью и подвижностью? Если ангелы делают это и уносят
всяких земных животных откуда угодно и помещают их
где угодно, то неужели следует думать, что для них это
невозможно без труда или что они чувствуют тяжесть?
Итак, почему мы не можем думать, что совершенные
и блаженные по божественному дарованию духи могут
переносить свои тела куда захотят и помещать их там,
где пожелают? Ибо, хотя при ношении земных тел мы
обыкновенно испытываем тем большую тяжесть, чем боль-
ше их количество, так что большее по весу более обреме-
няет, нежели меньшее, однако душа с большей легкостью
носит члены своего тела тогда, когда они бывают здоро-
выми и крепкими, чем тогда, когда они слабы и тощи.
И хотя для других, которым случается нести здорового и
сильного, он бывает более тяжелым, чем тощий и бо-
лезненный, однако сам он легче движет и перемещает
свое тело тогда, когда оно имеет больше объема при
хорошем здоровье, нежели тогда, когда он имеет очень
мало сил вследствие болезни или голода. Такое имеет
значение в отношении даже к земным телам, хотя еще
тленным и смертным, не вес количества, а условия орга-
низации. А кто может выразить словами, какое различие
между настоящим так называемым здоровьем и будущим
бессмертием?
577