Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
разливается и распространяется через музыкальные числа
по всем частям ее до самых высших и крайних частей
неба; так что этот мир представляет собою животное вели-
чайшее, блаженнейшее и вечное, душа которого и удержи-
вает совершенное счастье мудрости, и не оставляет соб-
ственного тела; а тело и вечно живет ею, й не в состоянии
ее притуплять и ослаблять, хотя оно и не просто, а
сложено из стольких и столь великих тел. Допуская это
в своих предположениях, почему они не хотят верить, что
в силу божественной воли и могущества могут быть бес-
смертными земные тела, в которых души, не отделенные
от них никакою смертью, не отягощаемые их бременем
жили бы вечно и блаженно; когда возможность этого они
признают для своих богов в огненных телах, а для самого
царя их, Юпитера, во всех телесных элементах? Ведь ес-
ли душа, чтобы быть блаженной, должна избегать всякого
тела, то пусть бегут и их боги со звездных шаров; пусть
бежит и Юпитер с неба и земли; а если бежать не могут,
пусть считаются несчастными; но ни с тем, ни с другим
они не соглашаются. Они не решаются приписать своим
богам отделение от тела, чтобы не показалось, что пок-
лоняются смертным; но не смеют отрицать в них и бла-
женства, чтобы не признать их несчастными. Итак, для
достижения блаженства должно избегать тел не всяких, а
только тленных; не каких создала благость Божия первым
людям, а таких, до каких довело наказание за грех.
Глава XVIII
Но необходимо, говорят, чтобы естественная тяжесть
или удерживала земные тела на земле, или влекла к земле;
и потому-де они не могут быть на небе. Хотя первые
люди находились на земле, обильной деревьями и плодами,
получившей название рая, но так как и на это следует
дать ответ, отчасти в связи с телом Христовым, с которым
Он вознесся на небо, отчасти в связи с телами святых,
какие будут по воскресении, то рассмотрим несколько
внимательней сами земные тяжести. Если человеческое
576