Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/576"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
платоники или называются платониками, и, гордясь этим
именем, стыдятся быть христианами, чтобы приняв общее
с народом название, не унизить общества паллиатов*, тем
более напыщенного, чем оно малочисленнее, — против
тех, которые, выискивая в христианском учении что-либо
для порицания, восстают против вечност/и тел, указывая
на якобы противоречие в том, что мы стремимся к
блаженству души и в то же время желаем, чтобы она
всегда оставалась в теле, как бы связанная тяжкими узами;
между тем, их же глава и учитель Платон говорит, что
верховный Бог дал сотворенным им богам как некий дар
то, что они никогда не умрут, т. е. никогда не отделятся
от тел, с которыми Он их соединил.
Глава XVII
Они утверждают также, что земные тела не могут быть
вечными, между тем как всю землю вообще представляют
членом своего бога, хотя не верховного, но все же вели-
кого, то есть всего этого мира, — членом срединным и
вечным. Но если верховный Бог создал им другого, как
они полагают, бога, то есть этот мир, который должен
предпочитаться другим богам, более низким, и которого
они признают одушевленным, то есть имеющим разумную
и обладающую умом душу, заключенную в такую большую
массу тела; и если в виде членов этого тела, расположенных
и распределенных по надлежащим местам, Он сотворил
четыре стихии, соединение которых они признают нераз-
рушимым и вечным, чтобы когда-либо не умер столь
великий их бог; то почему земля, составляющая как бы
срединный член в теле большого животного, вечна, а тела
других земных животных не могут быть вечными, если
бы Бог пожелал этого подобно вышеупомянутому? Но
земля, говорят они, должна быть возвращена земле, из
которой взяты земные тела животных; поэтому им необ-
* Т. с. философов, называвшихся так от паллия — плаща, кото-
рый они носили.
574