Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/573"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава XV
Поелику не было сказано "смертями", но "смертию
% умрешь", то в этих словах мы можем разуметь только
одну ту смерть, которая бывает тогда, когда душа лишается
своей жизни, которою для нее служит Бог. Ибо она не
была оставлена, чтобы оставить; но оставила сама, чтобы
быть оставленной, так как в отношении к ее злу пред-
шествует ее воля, а в отношении к добру — воля ее
Творца: или чтобы создать ту, которой вовсе не было,
или чтобы воссоздать ту, которая погибла через падение.
Но хотя бы мы эти слова, сказанные Богом: "В день, в
который ты вкусишь от него, смертию умрешь" (Быт. II,
17), стали понимать в том смысле, что Бог возвестил в
них об этой одной смерти, как бы сказав: "В тот день,
в который вы оставите Меня через неповиновение, Я
оставлю вас по правосудию", тем не менее, в этой смерти
были возвещены и прочие ее виды, которые должны были
за нею последовать. В том, что произошло неповинующееся
движение в плоти неповинующейся души, вследствие чего
они прикрыли свои срамные члены (Быт. III, 7), дала о
себе знать одна смерть, в которой Бог оставил душу. На
нее было сделано указание в словах Его, когда Он сказал
человеку, скрывавшемуся из-за (охватившего его) неразум-
ного страха: "Где ты?" (Быт. III, 9); ибо Он спрашивал
не вследствие неведения, но обличая и увещая обратить
внимание на то, где он стал находиться, когда в нем не
стало Бога.
Когда же сама душа оставила поврежденное вследствие
лет и изнуренное старюстью тело, то пришлось испытать
и другую смерть, о которой Господь еще при определении
наказания за грех сказал человеку: "Прах ты, и в прах
возвратишься" (Быт. III, 19); так что из этих двух смертей
та первая, которая есть смерть всего человека, исполнилась,
а за нею последует и вторая, если человек не освободится
от нее через благодать. Ибо тело, которое от земли, не
возвратилось бы в землю иначе, как вследствие смерти,
которой оно подвергается, когда лишается своей жизни,
то есть души. Поэтому, как известно христианам, дер-
571