Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/572"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
ными. Они почувствовали новое движение в своей непо-
винующейся плоти, как бы прямое возмездие за свое
неповиновение. Ибо, найдя превратное удовольствие в
собственной свободе и отвергнув служение Богу, душа
лишилась прежнего повиновения со стороны тела; и так
как по собственной воле оставила высЛайшего Господа,
то не смогла удержать под своею волей низшего слугу и
никоим образом не могла уже иметь плоть в подчинении
себе, как всегда могла бы иметь ее, если бы сама осталась
в подчинении Богу. Ибо тогда плоть начала противобор-
ствовать духу (Гал. V, 17). С этой борьбой мы рождаемся,
имея в себе начало смерти и нося в своих членах и в
испорченной природе противоборство ее или победу, как
следствие первого преступления.
Глава XIV
Бог, Творец природ, а не пороков, создал человека
правым; но, добровольно испорченный и праведно осуж-
денный, человек произвел испорченное и осужденное по-
томство. Ибо все мы были в нем одном, когда все были
им одним, который впал в грех через женщину, созданную
из него прежде греха. Мы еще не имели отдельного
существования и особой формы, в которой каждый из
нас мог бы жить отдельно; но уже была природа семени,
от которой нам надлежало произойти; а так как она была
испорчена вследствие греха, связана узами смерти и пра-
ведно осуждена, то от человека не мог родиться человек
с другими свойствами. Таким образом, вследствие злоу-
потребления свободной волей произошла эта несчастная
цепь, которая рядом взаимно соединенных между собою
бедствий доводит род человеческий, вследствие испорчен-
ности его начала, как бы вследствие порчи корня, до
пагубной второй смерти, не имеющей конца, за исклю-
чением тех, которые освобождаются благодатью Божией.