Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
чего-либо худшего в смерти, как когда сама смерть будет
бессмертной.
Глава XII
Итак, если спросят, какою смертью Бог угрожал первым
людям, если они нарушат полученную от Него заповедь
и не сохранят повиновение: смертью ли души, или тела,
или всего человека, или же тою, которая называется
второй, то следует отвечать: "Всеми". Ибо первая состоит
из двух, а вторая — общая для всех. Как вся земля
состоит из многих земель и вся Церковь — из многих
церквей, так и общая смерть состоит из всех смертей.
Ибо первая смерть состоит из двух: из смерти души и из
смерти тела, так что первая смерть всего человека бывает
тогда, когда душа, оставленная Богом, терпит без тела
временные наказания; вторая же бывает в том случае,
когда душа, оставленная Богом, вместе с телом терпит
вечные наказания. Поэтому, когда Бог сказал относительно
запрещенной пищи тому человеку, которого Он поселил
в раю: "В день, в который ты вкусишь от него, смертию
умрешь" (Быт. II, 17), то эта угроза обнимала не только
первую часть первой смерти, когда душа лишается Бога;
и не вторую только часть ее, когда тело лишается души;
и не первую только смерть во всем объеме, когда душа
наказывается, лишившись Бога и тела; но все смерти до
самой последней, которая называется второю и после
которой нет никакой другой.
Глава XIII
Ибо как только произошло нарушение заповеди, тотчас
же они, лишившись божественной благодати, устыдились
наготы своих тел (Быт. III, 7). Поэтому они смоковными
листьями, которые, может быть, первыми попались им
при их смущении, покрыли срамные члены, которые хотя
и прежде были такими же членами, но не были срам-
569