Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
жизнью те, которые не имеют повода упрекать себя в
непотребстве.
Потом я сказал несколько слов против тех, которые с
бесстыдной наглостью позорят христиан, подвергшихся
упомянутым несчастьям, в особенности же претерпевших
насилие чистых и святых женщин; между тем как сами
эти клеветники — люди в высшей степени непотребные
и не заслуживающие никакого уважения, выродившиеся
потомки тех римлян, чьи славные дела часто воспоминаются
и прославляются историей. Они позорят славу своих пред-
ков, ибо этот Рим, основанный и возвеличенный трудами
древних, они обезобразили гораздо более при его внешне
благополучном существовании, чем обезобразило его раз-
рушение; при разрушении его падали камни и бревна, а
в их жизни, когда сердца их пылали пагубнейшими вож-
делениями, будто кровли города — огнем, пали всякие
твердыни и украшения не стен, а нравов.
На этом я закончил первую книгу. Затем я предположил
говорить о том, какие несчастья претерпел этот город с
самого своего основания как у себя дома, так и в
принадлежащих ему провинциях, — несчастья, которые
были бы приписаны христианской религии, если бы уже
и тогда гремело евангельское учение с его смелым сви-
детельством против их ложных и лживых богов.
Глава III
Не забудь, впрочем, что, говоря все это, я имел дело
еще с людьми необразованными, невежество которых по-
родило и известную расхожую пословицу: "нет дождя,
причина — христиане". Но есть между ними и люди
образованные, любящие историю, из которой прекрасно
знают все это, но притворяются незнающими, чтобы
возбудить против нас враждебные толпы невежд. Они
стараются распространить в народе мнение, что те бедствия,
коим то там, то здесь время от времени подвергается род
человеческий, случаются по вине христианской религии,
которая назло их богам распространяется повсюду с такой
55