Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
то когда она бывает, — она, которая ни в ком и в
которой никто не может быть? Ведь если человек живет,
то ее еще нет, потому что это происходит до смерти, а
не в смерти; если же он перестал жить, то ее уже нет,
^потому что это бывает уже после смерти, а не в смерти.
Но, с другой стороны, если никакой смерти не бывает
ни прежде, ни после, то что же есть, что называется "до"
смерти или "после" смерти? Ведь и это пустые слова,
если нет никакой смерти. О, если бы мы могли проводить
в раю добродетельную жизнь, чтобы на самом деле не
было никакой смерти! А теперь она не только есть, но
и так мучительна, что никакими словами нельзя это
выразить, никаким способом нельзя избежать ее!
Итак, будем держаться обычного способа выражения,
потому что иначе и не должно быть. Будем говорить: "до
смерти", прежде чем наступит смерть. А когда она случится,
будем говорить: "После смерти того или другого было
то-то или то-то". Будем говорить и о настоящем времени,
как можем, подобно тому, как мы говорим: "Умирая,
такой-то составил завещание; умирая, оставил этим и тем
то-то и то-то"; хотя это мог сделать только живущий, и
сделать, конечно, до смерти, а не в смерти. Будем говорить
даже так, как говорит священное Писание, которое и
умерших не поколебалось назвать находящимися не после
смерти, а в смерти. Таково известное изречение: "В смерти
нет памятования о Тебе" (Пс. VI, 6). Ибо до воскресения
они справедливо называются находящимися в смерти,
подобно тому, как каждый называется находящимся во
сне, прежде чем он пробудится. Но хотя находящихся во
сне мы называем спящими, однако же не можем подобным
образом называть умирающими уже умерших. Ибо те не
умирают только теперь, которые, — насколько это касается
телесной смерти, о которой мы в настоящем случае
говорим, — уже отделились от тел. Но об этом-то я и
сказал, что нельзя объяснить, каким образом умирающие
называются еще живущими, или умершие после смерти
называются еще находящимися в смерти. Ибо каким об-
разом они будут после смерти, если они еще в смерти?
Это — тем более, что мы не называем их умирающими
20 Зак. 3597
567