Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/568"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
Глава XI
Если же было бы нелепостью сказать, что человек уже
находится в смерти, прежде нежели он достиг смерти (ибо
к чему бы он приближался, переживая время своей жизни,
если уже находился бы в ней?); или если §ы было слишком
странным называть его одновременно живущим и умираю-
щим, когда он не может, например, быть одновременно
бодрствующим и спящим; то возникает вопрос: когда же
он будет умирающим? Ибо прежде чем наступит смерть,
он бывает не умирающим, а живущим; а когда смерть
уже наступила, то бывает умершим, а не умирающим.
Следовательно, одно бывает до смерти, а другое — уже
после смерти. Когда же он бывает в смерти (ибо тогда
он бывает умирающим), чтобы соответственно каждому из
трех состояний, которые мы называем "до смерти", "в
смерти" и "после смерти", были: живущий, умирающий
и умерший. Весьма трудно определить, когда человек
бывает умирающим, то есть в смерти, причем необходимо,
чтобы при этом он не был бы ни живущим, то есть до
смерти, ни умершим, то есть после смерти, но был бы
именно умирающим, то есть находящимся в смерти. Ибо
пока душа находится в теле, в особенности если есть в
нем еще и чувство, то человек, состоящий из души и
тела, несомненно еще живет; и потому его следует называть
находящимся до смерти, а не в смерти. Когда же душа
отделится и уничтожит всякую чувствительность в теле,
то он уже признается находящимся после смерти и умер-
шим. Итак, момент, в который он является умирающим
или в смерти, теряется между тем и другим; потому что
если он еще живет, то находится до смерти, а если
перестает жить, то находится уже после смерти. Следова-
тельно, он никогда не представляется умирающим, то есть
находящимся в смерти.
Точно также и в течении времен мы ищем настоящее,
и не находим его; потому что безо всякого промежутка
совершается переход от будущего к прошедшему. Но не
следует ли опасаться, что таким путем мы придем к
отрицанию самой телесной смерти? Ибо если она есть,
566