Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

: [URL="http://txt.drevle.com/text/avgustin_avreliy-tvoreniya-3-1998/566"]Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998[/URL]
 

OCR
тельным мукам; хотя, с другой стороны, они справедливо
называются умирающими, потому что после наступления
смерти они уже будут не умирающими, а умершими.
Итак, умирающим может быть только живущий, ибо
кто не лишился души, тот еще живет, хотя бы его жизни
и грозила такая опасность, подвергающихся которой мы
называем находящимися при последнем издыхании. Таким
образом, один и тот же бывает вместе умирающим и
живущим; приближающимся к смерти и удаляющимся от
жизни; тем не менее, находящимся еще в жизни, потому
что душа пребывает в теле, а не в смерти, так как она
еще не оставила тела. Но так как и после оставления
тела она будет находиться не в смерти, а после смерти,
то кто может сказать, когда человек бывает не до или
после, а в самой смерти? Ибо не будет умирающих, если
не будет одновременно умирающих и живущих. Если же
того, в чьем теле совершается процесс, следствием кото-
рого бывает смерть, правильнее называть умирающим, и
если никто не может быть одновременно умирающим и
живущим, то я не знаю, когда в таком случае человек
бывает живущим!
Глава X
Ибо с того момента, как кто-либо начинает быть в
этом теле, подлежащем смерти, для него всегда дело идет
о приближении смерти. Изменяемость его во все времена
этой жизни (если, впрочем, следует называть ее жизнью)
ведет его именно к смерти. Ибо нет никого, кто не был
бы ближе к ней через год, нежели годом раньше, и завтра,
нежели сегодня, и немного спустя, нежели теперь, и
теперь, нежели немного ранее. Проживаемое время отни-
мается от времени жизни, и с каждым днем его остается
все меньше и меньше; так что время этой жизни есть
вообще не что иное, как путь к смерти, на котором
никому не дозволяется остановиться на некоторое время
или идти несколько медленнее, — но все вынуждены по
необходимости одинаково продвигаться и равномерно при-
564