Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
Небесным" (Мф. X, 32). И в другом месте: "Кто потеряет
душу свою ради Меня, тот обретет ее" (Мф. XVI, 25).
Поэтому написано: "Дорога в очах Господних смерть
святых Его!" (Пс. CXV, 6). Ибо что честнее смерти, через
которую отпускаются все грехи и умножаются заслуги?
Ведь заслуга тех, которые крестились, не рмея возможности
избежать смерти, и переселились из этой жизни, загладив
все грехи, не так велики, как тех, которые, имея возмож-
ность умереть, умерли потому, что предпочли лучше окон-
чить жизнь исповедуя Христа, чем отрекшись от Него
принять крещение. Поступи они так, в этой купели им
было бы отпущено и то, что они из страха смерти
отреклись от Христа; омывается же в этой купели безмерное
преступление тех, которые убили Христа! Но без обилия
благодати того Духа, который "дышет, где хочет" (Иоан.
III, 8), могли ли они когда-либо настолько возлюбить
Христа, чтобы при такой опасности для жизни и при
такой надежде на прощение не отречься от Него?
Итак, честная смерть святых, которым с такою благо-
датью была предпослана и испрошена смерть Христова,
что для приобретения Его они не колеблясь умерли сами,
показала, что в их пользу обращено то, что прежде было
предназначено для наказания греха, чтобы отсюда возрастал
обильнейший плод правды. Но все же смерть не должна
считаться добром, потому что не своею силой, а вследствие
божественной помощи она обратилась в такую обильную
пользу, так что предназначенная прежде служить угрозой
против совершения греха, теперь предлагается к принятию,
чтобы грех не совершался, а уже совершенный — за-
глаживался, и великой победе воздавалась должная пальма
правды.
Глава VIII
Ведь если вникнуть внимательней, то смерть составляет
предмет опасения даже тогда, когда кто-либо с верою и
самым похвальным образом умирает за истину. Ради того
и подвергаются некоторой ее части, чтобы не подвергнуться
всей, чтобы к этой не присоединилась сверх того и вторая,
562