Августин Аврелий. Творения. Том 3. О граде Божием. Книги I-XIII

Августин Аврелий. Творения. Т.3. О граде Божием. Книги I-XIII. — СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998

Блаженный Августин (Sanctus Aurelius Augustinus) (354-430) — величайший из отцов древней Церкви (dostores ecclesiae) христианского Запада* оказавший огромное влияние на все дальнейшее развитие христианской мысли, этических взглядов и церковного устройства. В книге предложены первые тринадцать книг философско-теологического трактата «О граде Божием» — самого известного произведения, в котором сведены воедино основные положения разработанной им христианской доктрины, отчасти принятые всей христианской церковью, отчасти — только католической ее ветвью, а некоторые из положений (например, о предопределении в полном его объеме) — кальвинистской и рядом других протестантских церквей много веков спустя. В книге использованы переводы Киевской Духовной Академии начала XX века, выполненные профессорами Академии с большой текстологической тщательностью и с превосходным знанием церковно-богословских реалий раннего христианства. Тексты печатаются в современной редакции. Для самого широкого круга читателей.

OCR
только доброе, но и злое. И выходит, что злые во зло
употребляют и закон, хотя он — добро, а добрые ко
благу умирают, хотя смерть есть зло.
Глава VI
Поэтому, что касается телесной смерти, т. е. разлучения
души с телом, то она ни для кого не бывает доброй,
когда ей подвергаются так называемые умирающие. Ибо
и сама эта сила, которою разрывается то и другое, что
было связано и сплочено в живом человеке, пока она
продолжает свое действие и пока не отнимется всякое
чувство, возникающее из самого соединения души и тела,
производит тяжкое и противоестественное ощущение. Иног-
да один удар, нанесенный телу, или убийство предотвра-
щают эту муку и не дают испытывать ее, предупреждая
своею скоростью. Однако, чем бы ни было в умирающих
то, что не без тяжелого чувства лишает чувствительности,
оно, если переносится с благочестием и верой, увеличивает
заслугу терпения, хотя и не уничтожает сути наказания.
Итак, хотя смерть бывает наказанием для рождающегося
в беспрерывно продолжающемся потомстве первого чело-
века, однако, если она претерпевается за благочестие и
правду, служит к славе возрождающегося; и хотя смерть
есть воздаяние за грех, но благодаря ей иногда достигается
то, что за ней не следует никакого воздаяния за грех.
Глава VII
Для тех, которые умирают за исповедание Христа не
приняв еще купели возрождения, она имеет такую же силу
отпущения грехов, как и омовение святым источником
крещения. Ибо сказавший: "Если кто не родится от воды
и Духа, не может войти в Царствие Божие" (Иоан. III,
5), исключает их другим Своим изречением, в котором с
такою же всеобщностью говорит: "Всякого, кто исповедает
Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим
561